Тайна сознания есть переживание

Самая большая тайна сознания в том, что его никто не видел и при этом оно все, что нам дано. Каждый человек видит и знает лишь то, что сознание схватило и сделало принадлежащим ему. Факт этого знания представлен в 41 сутре первого раздела Йоги-Сутры – сознание подобно прозрачному кристаллу, остается невидимым до тех пор, пока что-либо не попадет в область его «прозрачности». Окрашенность есть знание, способность окрашиваться есть познание. В философии такое поведение сознания называется интенциональностью. Функцией сознания является способность познавать (окрашиваться, принимать форму) и эта способность обусловлена собственной природой сознания – прозрачностью, окрашенность маскирует прозрачность, поэтому пока человек «познаёт» он никогда не «увидит», что есть сознание само по себе.

Но что можно было бы обнаружить, если бы сознание прибывало бы в своей собственной прозрачности, если бы все функции сознания, как и рекомендует йога, были бы подавлены? Вот что говорит сутра 47 первого раздела ЙС - Когда сознание пребывает в самом себе его содержанием становиться истинное наслаждение (Ананда). Наслаждение по своей сути есть чистое переживание, переживание, которое необусловлено какими-либо формами познания (функциями сознания).

Как «прозрачность» присутствует в каждом моменте «окрашивания», так и переживание присущему каждому моменту сознательной жизни человека. Переживание это не знание, не форма, но то что проявляет себя в зависимости от условий как акт жизни, т.е. обязательно принадлежит живому существу – книга, которая описывает чувство или эмоции сама не испытывает их, их испытывает либо тот, кто пишет, либо тот кто читает. Разнообразие переживаний часто не укладывается в рамки «наслаждения», и даже то, что можно считать «наслаждением» имеет очень широкий спектр оттенков. Однако общая тенденция присущая каждому человеку состоит именно в том, что он стремится к наслаждению или «оформленному», т.е. привязанное к какому-либо объекту – деньги, власть и пр., или «бесформенному» - непривязанное к объектам. Можно вполне честно заявить, что общим законом для каждого сознательного существа является стремление к установлению прозрачности собственного сознания, или к достижению все более тонких (радостных) переживаний.

Если это свойственно каждому человеку, значит актуально и для всего человечества в целом: движущей и развивающей силой человечества является достижения тонкости переживаний каждого отдельного существа в течение отдельно взятой жизни. На фоне человечества можно проследить две основополагающих тенденции развития переживаний. С одной стороны, это «чистое знание» - проникновение в тайны материи, знание о человеческом существе, о природе, технологическое знание. С другой, улучшение качества жизни, если можно так выразиться, совершенствование в доброте. Это «небесный крест», на котором человечество пребывает уже несколько столетий, и ещё не скоро освободится от него.

Однако, с точки зрения отдельно взятого человека, актуальность такого «небесного креста» не столь очевидна. Кто-то более склонен к переживанию «знаний», кто-то находит наслаждение в социальной сфере, кто-то занят борьбой с «отрицательными эмоциями», а кто-то наслаждается именно «отрицательными эмоциями». Это означает, что переживания живут своей особенной независимой от форм (знания) жизнью, которым они присущи, и эта жизнь есть сознательная жизнь отдельно взятого человека.

Собственную жизнь переживаний возможно рассматривать в нескольких аспектах и все они будут существенно связаны с развитием сознания отдельного индивидуума и определять функциональность в рамках человечества и развитие самого человечества.