Диалектическое мышление как переживание

Уровни такого «мышления» могут быть совершенно различны, от бытового «вспоминания забыванием», до того, что в йоге называют дхияни – непрерывный поток понимания. Также различны и способы достижения такого состояния. Ограничимся ментальными моментами и попробуем обнаружить устойчивые переживания в этом процессе.

Классикой поиска устойчивых переживаний в ментальных процессах можно считать работу Гуссерля «Логические исследования», но начнём с «Науки логики» Гегеля.

Чтобы выразить спекулятивную истину, указанный недостаток устраняют прежде всего тем, что к положению прибавляют противоположное положение: бытие и ничто не одно и то же, каковое положение также было высказано выше. Но тогда возникает еще другой недостаток, а именно: эти положения не связаны между собой и, стало быть, излагают содержание лишь в антиномии, между тем как их содержание касается одного и того же, и определения, выраженные в этих двух положениях, должны быть безусловно соединены, - получится соединение, которое может быть высказано лишь как некое беспокойство несовместимых друг с другом [определений], как некое движение.

И чуть далее…